Психологическая характеристика детей с нарушением зрения - Психологические особенности детей с нарушенным зрением

Слепые незрячие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, может быть светоощущение или остаточное зрение до 0,04 с коррекцией очками , а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0. Нарушения зрения выражаются как в тотальной слепота , так и неполной слабовидящие потере зрения, причем, число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза катаракта. Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода.

Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например, болезнью Дауна. Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводящей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия.

Она развивается у недоношенных детей, которые длительное время находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содержание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосудов сетчатки, а также стекловидного тела. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.

Наиболее часто патология зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно ЦНС. В раннем возрасте выявление заболеваний зрительного нерва, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зрительного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий приводит к слепоте. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма — миопия близорукость , достаточно часты гиперметропия дальнозоркость и астигматизм.

Одной из причин слабовидения является также астигматизм — аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции.

Астигматизм не всегда корригируется очками, поэтому у детей возникают трудности видения объема, глубины, удаленности объектов, так как у детей чаще всего отсутствует бинокулярное видение. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания. Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей.

Косоглазие не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции преломляющей способности глаза , расстройства аккомодации приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях и конвергенции сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии.

Различают следующие виды амблиопии: Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Рефракционная амблиопш возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз.

Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ. Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнения оптических сред глаза катаракты, помутнения роговицы , преимущественно врожденных или рано приобретенных. Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко. Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширающие и другие препараты.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе вербализм - недостаточная предметная соотнесенность слов.

Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие.

Для детей с дефектами зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Дети с нарушениями зрения обучаются в школах 3-го для незрячих и 4-го для слабовидящих вида. Дошкольники с тяжелой глазной патологией могут приниматься в дошкольные отделения при школах-интернатах вида с 1,х лет. Дети с косоглазием и амблиопией принимаются в специальные детские сады с 3-х лет.

Наполняемость групп 10 человек. С каждой группой работает тифлопедагог и воспитатели. Логопедическая помощь может организована по- разному.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения - Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

Может быть организован логопункт, а могут быть введены ставки логопеда на каждую группу. Также с детьми работает педагог-психолог. Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного.

При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием всех познавательных психических процессов. Важным условием педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприятиями, необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

В детских садах для детей с косоглазием и амблиопией организуется лечение на специальных аппаратах, дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом. Предъявляются особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света. Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев жизни.

Вопрос 7. Психологическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи.

Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание. У детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса. Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для тактильного их опознания.

Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами М. Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках.

Техническая характеристика и конструкция ЛЭ Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права?

Смотрите также:
  1. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Одной из причин слабовидения является также астигматизм — аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции.

  2. Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: