Способы создания образов воображения - Воображение

Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Является основой наглядно-образного мышления. От восприятия оно отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности.

Понятие «воображения» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Развитие воображения — Мегаобучалка

Воображение — функция коры больших полушарий, но и более глубоко залегающих отделов мозга. Воображение тесно связано с мышлением и выступает с ним в единстве. Так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно персеверация , текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли летчика, машиниста поезда, доктора и т. Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять на основе перевода описаний в наглядные образы круг знаний человека об окружающем мире. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное.

Пассивное в свою очередь делится на произвольное мечтательность, грезы и непроизвольное гипнотическое состояние, сновидовая фантазия. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией то есть человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств.

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются "кристаллизуются" в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.

Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Понятие воображения, способы создания образов воображения — Студопедия

Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Способы создания образов воображения. Выделяют следующие способы создания образов воображения:. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: Гиперболизация — характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Например, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация — заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: Заострение — это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков.

Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Типизация — это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге.

Наташа Ростова, Евгений Онегин — это собирательные образы типичных представителей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках — это отражение типичного характера русского народа: Развитие воображения - Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения.

Воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы. На первом этапе развития воображения связано с процессом опредмечивания образа действием.

Через этот процесс ребенок учится управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он еще не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к годам. Аффективное воображение у детей в возрасте от 2,5 - 3 до лет развивается по несколько иной логике.

Первоначально отрицательные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных в кино, по телевидению сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я" рассказы - фантазии детей о себе как обладающих особо выраженными качествами.

Наконец, на третьем этапе развития этой функции развивается способность снять возникающее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным. К возрасту около лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире.

Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.

Способы создания образов воображения

Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия.

Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого.

Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Удельная теплота парообразования B. Основной авторитет при толковании Писания, не само Писание, а ум воображение толкующего Cтепени сравнения, образованные от разных основ D Одновременное развитие персонала и повышение производительности или качества труда I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности I. История создания антимонопольного законодательства I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии I.

Микробиология и ее развитие I. Накопление в подразделении I образование сокровища I. Развитие аналитических техник 1 страница I. Развитие аналитических техник 2 страница. Астрономия Биология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника.

Воображение как познавательный процесс.

Смотрите также:
  1. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

  2. Накопление в подразделении I образование сокровища I. Воссоздающее — это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: