Виды деятельности в психологии кратко - Содержание и структура деятельности в психологии

Деятельность — есть внутреннее стремление человека к изменению самого себя и внешней реальности. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Учение — это процесс систематического овладевания знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости.

Хорошо организованное обучение носит воспитывающих характер. В процессе обучения формируется личность человека: Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом.

Производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: Они различаются по конечным результатам продукту деятельности , по организации, по особенностям мотивации. Основным видом деятельности человека является труд.

Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящие значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Следующий вид деятельности — это игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр.

Основные виды деятельности в психологии

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Человек по своей природе активен.

Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: Деятельность — категория социальная.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей Среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность.

Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: Самыми простыми действиями являются предметные.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В психологии различают физические 2 внешние, моторные действия с предметами и умственные внутренние, психические действия с психическими реальностями. Овладение умственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.

Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различных областях труда.

В развитии психологической науки выделялись отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда. Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом.

Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизирует силы н достижение новых целей в работе, а в других — может вызвать самоуспокоение. Уровень притязания — оценка человеком своих возможностей в деятельности.

В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности.

Содержание и структура деятельности в психологии

В притязаниях выделяются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности. На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление — естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость — переживание человеком утомления.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяют характер творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.

Данный принцип предполагает раскрытие этого единства в аспекте функционирования и развития сознания через деятельность. Здесь нужно подчеркнуть его совершенно особенное содержание соотносительно с обычным генетическим пониманием развития, принятым в психологии.

В традиционном понимании развитие рассматривалось как прохождение некоторых последовательных, то есть следующих во времени одна за другой, стадий, носящих необратимый характер. Детерминация этих стадий связывалась иногда с действием имманентных — лишь внутренних — условий; тогда развитие понималось как созревание. В других случаях, напротив, абсолютизировалась роль внешних условий, и тогда развитие сводилось к механистически понятой заданности извне — тренировке и т. Рубинштейн в своей классической формуле связи сознания и деятельности интерпретирует сущность развития через диалектику субъекта и объекта, а тем самым развитие сближается с функционированием: Идея развития как становления совпадает с категорией субъекта, его саморазвития в результате активного изменения мира.

Реализуя принцип развития в психологии познания и деятельности человека, Рубинштейн рассматривает стадиальность развития через понятия познания и поведения, вполне отвечающие общему генетическому подходу. Принцип единства сознания и деятельности тоже выступает во множестве аспектов, выполняя как позитивные методологические, теоретические, эмпирические , так и критические функции. Этот принцип задает систему расчленения и интеграции психологических проблем. Через него дается новое понимание предмета психологии и методологическое определение природы психического: Через тот же принцип раскрывается принадлежность сознания действующему субъекту, который относится к миру благодаря наличию у него сознания.

Определение отражательной природы психического стало общепризнанным. Однако квалификация психики как переживания, как определенного онтологического состояния не давалась ни до, ни после Рубинштейна. Существенность этого аспекта становится особенно очевидной в контексте последующего развития психологии: Особенно ярко эта тенденция проявляется в философии и психологии, когда говорят о тождестве сознания и деятельности или, что то же, об общности их строения. Таким образом, раскрытие генезиса и структуры сознания как единства познания и переживания, как регулятора деятельности человека дало возможность представить разные качества психического — познавательные процессы в их единстве с переживанием эмоции и осуществлением отношений к миру воля , а отношения к миру понять как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре и все эти многокачественные особенности психического рассмотреть как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельном отношении к миру.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности — ее условий и целей — изменяет ее характер и течение. Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, которые к ней побуждают.

Мотивы и цели деятельности в отличие от таковых для отдельных действий обычно носят интегрированный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные мотивы и конечные цели. На различных этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные действия. Человек изначально ориентирован на деятельность, как таковую и на обязательное достижение высот в ней.

Ориентация на самореализацию и самосовершенствование — есть высокая направленность человеческого духа. Совершенно очевидным становится связь деятельности с движением, временем и охватывает обширный спектр явлений. При этом под движением следует понимать не только ярко выраженные движения определенных частей тела. В процессе мощного осмысления какой-то проблемы в движение приходят нейроны — интеллектуальные клетки.

Биологи выявили, что в процессе интенсивного осмысления они начинают двигаться, шевелиться в определенном ритме с необходимой скоростью темпом. И, как всегда, эти позиции хорошо запечатлены в языке.

Оно очень четко указывает, что мыслить нужно интенсивно, тогда аннулируется интеллектуальный застой, весь механизм придет в ритмичное динамичное состояние, которое и есть условие достижения успеха.

В том случае, если деятельность прерывается, то есть становится неритмичной и диссонансной, следовательно, в ней присутствуют мешающие позиции и элементы. В результате времени на дело может быть затрачено значительно больше, сил в несколько раз больше, и, самое главное, человек, вышедший из нее, ощущает разбитость, дискомфорт, диссонанс.

После этого, если даже деятельность и окончилась успешно, то ощущения комфорта все равно нет, так как был сбит верный мелодический рисунок и наиболее оптимальный ритм, то есть присутствовал диссонанс. Думается, что можно выделить несколько принципиальных позиций, которые возникают в этих процессах и позволяют рассматривать деятельность как звучащую внутреннюю музыку:.

Можно сказать, что это свойства деятельности, приобретающей музыкологические характеристики, по которым собственно деятельность и самоощущение в ней личности, можно рассматривать как созидательную по отношению и к социуму и к личности.

Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.

В последующем, был изучен П. Я Гальпериным как процесс и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования. Одна из теорий развития мышления ребенка Ж.

Пиаже получила название "операциональной". Операция представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования "интериоризации" внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до 2-х лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

Стадия дооперационального мышления, включающая развитие мышления детей возрасте от 2 до 7 лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от до лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.

Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое. В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе А. Валлон и в других трудах Ж. В СССР на нем основывались в своих теоретическим и экспериментальных работах Л. Запорожец и многие другие. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными качествами.

Процесс переноса внешнего действия вовнутрь совершается, по П. Гальперину, поэтапно, проходя строго определенные стадии. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями образцами , которым оно в конечном счете должно соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.

Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесенные действия из внешнего плана в план громкой речи. Гальперин, - означает не только выражение действия в речи, но и прежде всего речевое выполнение предметного действия". Перенесение громкоречевого действия во внутренний план.

Свободное проговаривание действия целиком "про себя". Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков. В нашей стране Л. Сахаров были одними из первых ученых психологов, кто детально исследовал процесс образования понятий у индивида.

Ими предложена методика функциональная методика "двойной стимуляции". С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: Образование понятий - комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: Здесь предполагаются умение ребенка выделять, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат.

Эта ступень включает следующие стадии: В развитии психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда психология космическая, спортивная, педагогическая и т. Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она формирует.

Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям людей, постановка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие другие личностные качества становятся типичными для поведения учителя.

Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека.

Понятие деятельности в психологии — Студопедия

Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процессом выполнения действия на уровне восприятия. Возрастающие требования к быстроте и точности реакций человека в условиях современного производства заставляют инженеров вместе с психологами искать новые конструктивные решения пультов управления технологическим процессом.

Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с другой — различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию производимых действий в соответствии с объективными требованиями деятельности.

В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности.

В капиталистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда невозможность физического существования без работы , либо нажива стремление к личному обогащению, удовлетворению личных потребностей. Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества. На первый план в мотивации деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.

Основой понимания поведения в советской психологии является марксистско-ленинское учение о потребностях. Наряду с органическими потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими условиями жизни.

Под влиянием изменений окружающего мира изменяются и потребности. Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения. Для поведения человека характерна динамичность; с изменением обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и средства, необходимые для достижения цели.

Общественно значимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Соседние файлы в папке Психология, лекции

Смотрите также:
  1. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.

  2. Игра имеет свои подвиды. Этот процесс был назван интериоризацией. Целенаправленная воля нужна как в физической, так и в умственном труде в процессе всего времени ее выполнения.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: